За бензин заплатим все
Газета "Правда"Впервые продавать бензин за границу запретили 1 марта этого года до конца лета. Потом запрет был продлён уже до конца года. И вот правительство, несмотря на блуждавшие слухи о скором снятии запрета, всё же оставило его в силе.
Однако на стоимости топлива это не сказать бы, что отразилось в лучшую для нас, потребителей, сторону. Посмотрим на печальные для наших кошельков цифры. За неделю с 25 ноября по 2 декабря рост стоимости бензина составил 0,37%, а дизельного топлива — 0,4%. А что было неделей ранее, до того как на официальном сайте правительства РФ появилось сообщение о продлении запрета на экспорт? Смотрим данные всё того же Росстата за период с 18 по 25 ноября: бензин прибавил в цене 0,33%, а дизель — 0,51%.
Короче говоря, что в ожидании отмены запрета, что после его продления — рост примерно одинаковый. И ведь не сезон: период активных сельскохозяйственных работ завершился, а с ним пропал и повышенный спрос на топливо. Почему же цены на заправках прут и прут вверх? Попробуем объяснить.
Собственно, и до появления фактора правительственного запрета на экспорт было примерно то же самое. Топливо в нашей стране постоянно дорожало и во времена «стабильности», и во времена кризисов. Когда мировые цены на нефть росли и у российских нефтяных компаний всё было очень хорошо, то и на внутреннем рынке ценники на АЗС увеличивались. Это, как объясняли нам эксперты, было связано с мировой конъюнктурой, которую ну нельзя же игнорировать.
Но когда цена на нефть в мире падала, то стоимость топлива внутри РФ... всё равно росла. Тут уже не эксперты, а мы сами объясним, почему: «уважаемые люди» из руководства предприятий нефтянки привыкли не просто к доходам, а к сверхдоходам и совсем не готовы их терять. Как говорится, просим отнестись с пониманием и заплатить. Ничего личного — так работает монополистический капитал.
Эксперты отмечают, что в ожидании вожделенного разрешения продавать бензин за границу российские нефтяники бросились делать запасы, которые ранее были потрачены на поставки топлива сельхозпроизводителям в период уборки урожая и сева озимых. Образовался дефицит, который подстегнул цены. Но потом запрет на экспорт остался в силе, а жажда нефтяных компаний нажиться никуда не делась, и её жертвой снова стал внутренний потребитель. Правда, цены поднимают так, чтобы не разозлить Федеральную антимонопольную службу и не нарваться на штраф и потерю льгот, которыми правительство щедро одаривает нефтянку и которыми та очень дорожит.
Если говорить о личных впечатлениях автора, то на заправке известной крупной сети АЗС в Подмосковье стоимость литра бензина марки АИ-95 в течение ноября повысилась с 59,74 руб. до 60,39 руб., то есть более чем на 1%. Не хило, мягко говоря.
Тем, кто сам не является автомобилистом и по какой-то причине их не любит, злорадствовать не стоит. Во-первых, во многих регионах нашей страны местное сообщение убито: не осталось ни автобусов, ни электричек. Единственная возможность выбраться из удалённого населённого пункта — это хоть какая, но машина. И владелец тридцатилетней ржавой клячи — не важно, отечественной ли, иномарки ли — это не олигарх, а бедняк, но с машиной.
А во-вторых, давно известно, что цены на бензин тащат за собой цены на всё остальное в рознице. Для многих дальних деревень спасение — автолавки, которые колесят по округе и привозят всё необходимое. А что будет со стоимостью товаров, когда заправку автолавки оплатили по новым ценам? Вот то-то же. И лишнюю копейку бабушка из деревни отдаст не владельцу автолавки, а нефтяному олигарху. С ценами в городских супермаркетах — всё то же самое, потому что «последняя миля» до магазина — это всегда грузовик.
Так что аппетиты нефтянки оплатим мы все без исключения. Ведь люди — это «новая нефть», не забыли ещё?
Михаил Костриков.