ОБРАЩЕНИЕ депутатов фракции КПРФ в Совете народных депутатов МО «Город Майкоп» Уполномоченному по правам человека в Республике Адыгея Осокину А.Я.
Пресс-служба АРО КПРФУполномоченному по правам человека
в Республике Адыгея
Осокину А.Я.
ОБРАЩЕНИЕ депутатов фракции КПРФ
в Совете народных депутатов МО «Город Майкоп»
против принятия законопроектов № 17357-8 и № 17358-8, как несоответствующих Конституции РФ и грубо нарушающих права граждан.
Уважаемый Анатолий Яковлевич!
Обращаемся к Вам в связи с принятым 16 ноября 2021 г. Решением Совета Государственной Думы о направлении резонансных законопроектов № 17357-8 и № 17358-8 (о широком внедрении QR-кодов) для рассмотрения в законодательных собраниях субъектов РФ.
В настоящий момент содержание и возможные последствия от принятия вышеупомянутых законопроектов вызывают существенную озабоченность
В соответствии с ч. 2 ст. 119 Конституции РФ «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Внедрением системы QR-кодов как условия реализации конституционных прав государство вводит в России дискриминацию по необоснованному критерию наличия некоей электронной метки у человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции «каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Между тем, люди без QR-кодов лишены такой возможности.
В соответствии со т. 7 Конституции «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Можно ли назвать достойной жизнь матери, которая из-за отсутствия QR-кода будет повсеместно сталкиваться с препятствиями при попытке приобрести вещи своему ребенку, потому что ей закрыт или крайне затруднён доступ в магазин? О каком свободном развитии можно говорить, если QR-код становится условием доступа к организациям и учреждениям, в том числе отвечающим за вопросы развития человека?
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», а в соответствии сч. 1 ст. 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Согласие - это по своему смыслу свободно выражаемое волеизъявление, но никак не принуждение. Однако даже если человек переболел коронавирусом, система QR-кодов вынуждает его передавать свои персональные данные о заболевании, которые являются врачебной тайной, в интернет-портал. Таким образом, ст.23 Конституции, которая не должна ограничиваться по ст. 56 Конституции даже в условиях чрезвычайного положения, тем не менее грубо нарушается, поскольку граждан принуждают к регистрации на интернет-портале как единственном условии доступа к магазинам, спорту, учреждениям культуры и иным сферам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Такое ограничение возможно только на основании федерального закона в четко ограниченном перечне ситуаций. Ни в одном федеральном законе нет такого понятия как QR-код. Иными словами, данное понятие - вне закона. Кроме того, ни одну из упомянутых в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целей, позволяющих вводить строго обоснованные ограничения конституционных прав граждан (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других. лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), система QR-кодов не обеспечивает.
Важной проблемой является и связанное с получением QR-кода унижение человеческого достоинства. QR-код - это штрих код, изначально разработанный для маркировки товаров (продукции автомобильной промышленности Японии). Штрих код - считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. За QR-кодом стоит уникальное цифровое обозначение. То есть, некий номер будет идентифицировать конкретного человека. Идентификация человека QR-кодом унижает его человеческое достоинство, фактически низводящее человека до уровня товара.
Более того, система QR-кодов нарушает права верующих. Согласно ст.28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Для многих граждан, исповедующих православие, принятие цифрового QR-кода (идентификатора) неприемлемо по религиозным соображениям.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
В ответ на обращение Патриарха Администрация Президента РФ в2014 году, сообщил: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы (письмо от 22.01.2014 года № А6-403 начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).
Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), не говоря о т. н. режиме «повышенной готовности», для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких ограничений.
По справедливому замечанию Председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина, «дух права, выраженный в нашей Конституции, - это равенство и справедливость». Именно эти базовые ценности утрачивает наша страна, когда чиновники идут по пути дискриминации людей в зависимости от наличия прививок или использования QR-кодов.
В.Д.Зорькин к тому же отметил, что важный смысл также несет ч.2 ст.55 Конституции, в которой говорится, что не должны издаваться законы, оттеняющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. «Термин «умаление» <…> означает не ограничение прав, как нередко считают, а принижение значения их основного содержания, уменьшение их роли как критерия и регулятора для текущего законодательства, девальвацию их ценности для правовой системы в целом». В законопроектах правительства, внесенных в Государственную Думу, усматривается именно такой подход - отмена и умаление прав и свобод человека и гражданина под предлогом борьбы с коронавирусом.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя..., иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы». На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 –1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. По Конституции РФ действия, умаляющие человеческое достоинство, запрещены даже в период действия чрезвычайного положения (ст. 21 и ч. 3 ст. 56 Конституции), которого на данный момент в России не введено.
Ведение необоснованных ограничений конституционных прав граждан грозит дальнейшим и резким падением доверия населения к власти, вызывает справедливое возмущение у большинства граждан. Создаётся серьезная социальная напряженность в обществе на фоне разделения и искусственного противопоставления двух групп людей - тех, кто имеет QR-коды, и тех, кто ими не обладает.
Мы, нижеподписавшиеся, считаем законопроекты № 17357-8 и № 17358-8 не соответствующими Конституции РФ и грубо нарушающими права граждан, а их принятие представляется нам категорически недопустимым.
Надеемся на внимательное отношение к нашему обращению, поскольку рассматриваемый вопрос затрагивает базовые конституционные права граждан и способен существенным образом повлиять на судьбу народа России.
Депутат СНД МО «Город Майкоп» Н.А. Юрьев
Депутат СНД МО «Город Майкоп» М.С. Ситникова
Депутат СНД МО «Город Майкоп» М.Ф. Величко
Депутат СНД МО «Город Майкоп» Д.А. Хохлов