Адыгейское республиканское отделение Коммунистическая партия Российской Федерации

НА СЕМИ КРУГАХ ВРЕМЕНИ. Парламентская история глазами депутата

Пресс-служба АРО КПРФ

 

 

    Евгений Иванович Салов - депутат Парламента Республики Адыгея семи созывов, свидетель и участник всех этапов становления и развития законодательной ветви государственной власти в нашей республике. Начав депутатскую деятельность на общественных основаниях, был избран в июне 1995 года заместителем Председателя Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента РА. С тех пор работает на постоянной профессиональной основе. В январе 1996-го избран Председателем Госсовета-Хасэ Республики Адыгея 2-го созыва, одновременно стал членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где занимал должность заместителя председателя Комитета по культуре, науке, образованию, здравоохранению и экологии (председатель подкомитетов по экологии и информационной политике). Был сопредседателем постоянной комиссии по экологии и устойчивому развитию Парламентской Ассамблеи СНГ, членом межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.  В 1999 - 2001 годах представлял Федеральное Собрание России в Парламентской Ассамблее Черноморского Экономического Сотрудничества в статусе ее вице-президента. С 2002 года возглавлял ряд комитетов Госсовета-Хасэ РА. С сентября 2021 года - председатель комитета по туризму, экологии и природопользованию.

Откликаясь на просьбу коллег-депутатов, он вспоминает некоторые страницы парламентской истории.

 

Круг 1-й

Кажется, это было недавно. 5-е января 1992 года. Второй тур выборов Президента и народных депутатов Верховного Совета ССР Адыгея. Так называлась тогда республика. Удостоверение об избрании депутатом из рук Председателя Центральной избирательной комиссии Александра Короховича Ячикова. Неостывшее ощущение жаркой, вопреки зиме, схватки за депутатский мандат: в первом туре 8 претендентов в одномандатном избирательном округе №9 г. Майкопа. Победа во втором туре. Предстартовые споры в территориальных (партийных тогда не было) депутатских группах и оргкомитете в канун первой сессии Верховного Совета республики. Первые заявки на лидерство в парламентских дискуссиях. Имена, лица и характеры новых коллег с ярко выраженным депутатских темпераментом: Александр Дорофеев, Аслан Тхакушинов, Виктор Билоног, Руслан Хуажев, Георгий Козменко, Талий Беретарь, Владимир Василенко, Виктор Столяров, Абубачир Схаляхо, Виктор Крохмаль, Мухарбий Тхаркахов, Анатолий Сачук, Аскер Жане, Михаил Галецкий, Довлетбий Хакунов, Виктор Семенов, Юрий Удычак, Владимир Сахно, Кадыр Чале, Анатолий Тарасов, Ким Мамиек, Анатолий Иванов, Марзакан Бричев, Иван Бормотов, Ким Кошоков, Михаил Черниченко, Павел Василиади, Борис Войков, Владимир Нарожный, Юрий Тхайцухов, Арамаис Мегрикян, Виктор Кулаков, Рубен Григорянц, Аскер Янок, Алексей Руденко, Дзепщ Мирза, Владимир Ланин, Аскарбий Киясов, Николай Демчук, Мурат Беджанов, Татьяна Безусько, Сима Багова, Екатерина Кричевцова… Всего сто первых депутатов первого Парламента республики. Простите, что назвал не всех, избранных тогда на первой демократической волне. Назвал не по алфавиту, а спонтанно, как пришли на память. Все сто теперь, через 30 лет, как былинные витязи из легендарных времен. Каждое имя - строка из первой главы парламентской поэмы. Такие люди. Многих, к сожалению, нет среди нас - вечная им память. Тем, кто жив, здоровья, счастья и долголетия.

Не берусь рассказать здесь всю историю Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Для этого потребовался бы парламентский роман. Скажу лишь о том, что задело и осталось в памяти. Другие вспомнят иное, возможно, более значимое. За 30 лет заметно изменилось социально-политическое лицо Парламента. Пришли депутаты из тех общественных страт, каких не было в далеких уже 90-х. Новые парламентарии больше похожи на свое время, чем на своих предшественников. Мне довелось, спасибо избирателям, работать рядом с теми и другими. Те, первые, ближе по духу времени, депутатскому темпераменту и политическому стилю. Все они из романтических далей нашей парламентской молодости. Немногие из них и теперь несут депутатский долг перед избирателями. Вместе с тем принимаю, как должное, необратимость времени, рожденные его волей перемены - естественный ход человеческой жизни. Ностальгию по минувшему разбавляет чувство сдержанного оптимизма насчет парламентского настоящего и будущего. И прежде всего, непреходящее стремление - настрой, общий у депутатов прежних и новых созывов, на созидание ради лучшей жизни избирателей, их детей и внуков - всех соотечественников и сограждан. Это непрерывная эстафета от одного поколения депутатов к другому. Она органична конституционному принципу - предназначению Госсовета-Хасэ РА быть постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти республики. Меняются во времени имена и лица депутатов, а цель народного представительства остается неизменной - честным парламентским словом и делом служить людям.

… Депутатский состав Верховного Совета республики был избран не сразу и не весь. Довыборы растянулись почти на год. Из-за высокого норматива явки избирателей и проходного балла для получения депутатского мандата: 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, плюс один голос (для победы кандидата в первом туре). Демократизм выборов проходил пик своего подъема. И все же к весне были избраны 87 депутатов из ста, больше двух третей парламентского состава. Это явилось ключевым условием для созыва 1-й сессии Верховного Совета ССР Адыгея. Она открылась в Майкопе 17 марта 1992 года. Без преувеличения знаменательный день в народной жизни и политической истории республики - венец юридического и фактического перехода к парламентской представительной демократии.

Первая сессия продолжалась, в общей сложности, 8 дней и отличалась продолжительными дискуссиями. Иногда острыми, но в целом - конструктивными. Решения принимались на основе компромисса между постепенно формирующимися, на основе сходства позиций, депутатскими группами. Сессия избрала на альтернативной основе Председателя Верховного Совета. Им стал Адам Тлеуж. Заместителем Председателя был избран Александр Радченко. Парламентские комитеты возглавили Талий Беретарь, Александр Дорофеев, Вадим Зинюхин, Юрий Удычак, Георгий Козменко, Дзепщ Мирза, Алексей Руденко. Были приняты, большинством голосов, Законы: «Об изменении названия Республики ССР Адыгея» (депутаты социалистической ориентации голосовали против исключения слов «советская социалистическая»); «О Государственном флаге Республики Адыгея», утверждены ее герб и гимн.

При всех трудностях притирки депутатских характеров, разности политических позиций, различии социальных, культурных и территориальных интересов, в первом парламентском созыве царил романтический дух окрыленности и веры в депутатское предназначение честно служить людям. Вот почему тот период истории парламентаризма в республике, с 17 марта 1992-го по 10 ноября 1993 года, называю романтическим.

А социально-экономическая ситуация в стране была далеко неромантической. После перестройки Россия переживала кризис государственного управления. В центре страны у власти оказались политики, сменившие прежнюю коллективистскую идеологию на веру в чудодейственность «свободного» рынка. С упованием на него взялись строить светлое капиталистическое будущее. Издержки проекта были отнесены на счет населения, замороченного судьбоносными переменами. В январе 92-го младореформаторы во главе с Гайдаром-внуком отпустили цены в свободное плавание. Трудовые сбережения граждан в один миг обесценились. Зато полки магазинов заполнились резко подорожавшими импортными продуктами. Это было «чудо» товарного изобилия за счет массового обнищания. Сработал не рыночный механизм, а элементарный физический закон сохранения массы и энергии: сколько в одном месте (в карманах покупателей) убыло, столько же в другом (в карманах дельцов-нуворишей) прибавилось. Лиха беда начало. За отпуском цен уже маячила шокирующим соблазном тень приватизации. В ситуации социального отчаяния депутатам пришлось на ходу учиться мерам парламентского реагирования на беды народные. В первую очередь, на трудности социально уязвимых групп. Верховный Совет республики первым в стране принял, по инициативе депутата А.А. Дорофеева, закон о социальной защите инвалидов. По моему предложению, поддержанному Президентом республики А.А. Джаримовым, ее Правительство приняло Постановление о мерах социальной поддержки проживающих в Адыгее участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Основной миссией первого Парламента республики стало принятие ее Конституции. Но прежде ему пришлось пережить реорганизацию после упразднения системы Советов в октябре 1993 года. В Адыгее, благодаря благоразумию ее политической элиты, сдержанности и ответственности, проявленной Президентом республики, принципиальной позиции парламентского руководства и депутатского большинства, удалось цивилизованно, без роспусков и потрясений, преобразовать Верховный Совет в Законодательное Собрание (Хасэ) - Парламент Республики Адыгея. Были сохранены полномочия всех 100 депутатов в представлении интересов избирателей, принятии Конституции и закона о республиканском бюджете, решении ключевых кадровых вопросов республиканского уровня. Текущая законодательная работа сосредоточивалась в Законодательном Собрании. Ее вели 45 депутатов, вошедших в его состав по критериям высшего профессионального образования, опыта управленческой и собственно парламентской законодательной деятельности.

10 марта 1995 года Парламент первого созыва принял Конституцию Республики Адыгея, выполнив в основном свою законодательную и государственно-историческую миссию. Его полномочия завершились 12 января 1996 года с открытием 1-й сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 2-го созыва. Так закончился трансформационный, после ноября 1993 года, период  парламентской истории.

 

Круг 2-й

В Госсовет-Хасэ 2-го созыва были избраны 45 депутатов, из них 19 из 1-го созыва. Они составили ядро профессиональных парламентариев. Тех, кто владел техникой законотворческой деятельности, сознавал определяющую ее социально-политическую природу общества, был готов ответить парламентскими мерами в интересах избирателей на вызовы кризисной финансово-экономической ситуации. Период парламентской истории с января 1996-го по март 2001 года можно определить как суверенный в парламентском смысле, независимый, самостоятельный в системе разделения властей. В начале работы Парламента нового созыва впервые проявилась межпартийная конкуренция депутатских фракций. Относительное большинство в Госсовете принадлежало тогда фракции КПРФ: 19 депутатов из 45. Это дало ей возможность избрать, при поддержке независимых депутатов, своего представителя на должность Председателя Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Им стал автор этих строк.

Второй по числу депутатских мандатов была фракция Аграрной партии  России. На основе компромиссного соглашения между нею и фракцией Компартии были избраны заместители Председателя Госсовета: Талий Беретарь (КПРФ) и Адам Тлеуж (АПР). Комитет по законодательству и законности возглавил Александр Дорофеев (группа «За профессиональный Парламент» в составе фракции КПРФ и ее союзников), комитет по бюджетно-финансовой политике - Аслан Матыжев (КПРФ), комитет по социальной политике - Анатолий Иванов (группа «За профессиональный Парламент»), комитет по местному самоуправлению - Александр Семенчук (КПРФ), комитет по аграрной политике - Алексей Руденко (АПР), комитет по образованию и науке - Юрий Удычак (АПР), комитет по культуре и СМИ - Михаил Галецкий (группа «За профессиональный Парламент»), комитет по экологии и природопользованию Адам Хатит (АПР). Заместителями председателей комитетов были избраны Александр Сирченко (КПРФ), Вадим Зинюхин (АПР), Александр Курганников (КПРФ), Нина Коновалова (группа «За профессиональный Парламент»). Всего на профессиональной основе в Парламенте работали 15 депутатов.

Законодательная база, созданная предшественниками в 1-от созыве, позволила депутатам нового созыва совершенствовать республиканские законы по всем направлениям социально-экономического и культурного развития. Приоритетное внимание отдавалось законодательному регулированию бюджетно-финансовых отношений, контролю за выполнением республиканской инвестиционной программы, поддержке в форме налоговых льгот предприятий, реализующих проекты производственного роста. Одним из них было увеличение выпуска востребованной на рынке картонной продукции на АО «Картонтара». Целенаправленно развивалось семейное законодательство в интересах социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства; законодательство о культуре, включая сохранение объектов культурного наследия народов Адыгеи и России на территории республики, и законодательство об экологической безопасности. Для поддержки молодых талантов в сфере образования и науки были учреждены 20 именных стипендий Госсовета-Хасэ РА лучшим студентам АГУ и МГТИ (ныне МГТУ) за особые успехи в учебе, научном творчестве, общественной деятельности и спорте.

Парламент республики активно использовал право законодательной инициативы в Государственной Думе. Весомым результатом его реализации стало принятие Федерального закона о праздничном Дне защитника Отечества - 23 февраля. За этой инициативой имена и целеустремленная работа депутатов Анатолия Иванова, Александра Дорофеева, Александра Семенчука, Александра Курганникова, Михаила Галецкого - в целом Государственного Совета-Хасэ республики, юридическая поддержка Правового Управления его аппарата (начальник - Анатолий Купин), участие депутатов Госдумы от Адыгеи Казбека Цику и Григория Сенина, членов Совета Федерации Аслана Джаримова, Николая Кондратенко, Владимира Бекетова и вашего покорного слуги. Мне выпала честь докладывать закон в Совете Федерации. Он проходил не гладко, но со второй попытки был поддержан сенаторами, затем подписан Президентом страны и вступил в силу.

Новый импульс развития получило в 1997 году межпарламентское взаимодействие. В мае было подписано Соглашение о сотрудничестве Госсовета-Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края. Летом заключен Договор о создании Межпарламентского Совета республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. Позитивную роль сыграло обращение совместной сессии Госсовета-Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края (она прошла в Краснодаре) к депутатам Народного Собрания и многонациональному народу Карачаево-Черкесской Республики в 1999 году, когда там возник внутриполитический кризис. Депутаты Адыгеи и Кубани призвали коллег-парламентариев и народ братской республики решать возникшие вопросы за столом переговоров - в конституционном поле, исключительно политическими средствами при взаимном уважении участвующих сторон. Голос парламентариев республики и края, влившийся в общегосударственный призыв к спокойствию и взаимоприемлемому компромиссу, был услышан. Кризисная ситуация благополучно разрешилась. На совместной сессии законодательных органов республики и края в Майкопе, в 2000 году, был рассмотрен и направлен в Госдуму проект федерального закона о регулировании миграционных процессов в Российской        Федерации. Они приняли тогда особую остроту на юге, в центре и на востоке страны. Законопроект не был принят в редакции, предложенной депутатами республики и края, из-за инерционного сопротивления сил, заинтересованных в плохо контролируемой миграции в Россию. Но уже скоро, по мере укрепления государственного управления в стране, ряд положений нашего совместного с кубанцами проекта вошел в федеральное законодательство. Межпарламентский Совет трех республик внес свой конструктивный вклад в укрепление по горизонтали социально-экономических и культурных связей между субъектами Федерации, в синхронизацию их законодательства путем разработки модельных законопроектов и принятия на их основе нормативно-правовых актов сторонами - участницами межпарламентского сотрудничества. 

Работа в Совете Федерации открыла новые возможности защиты государственных и общественных интересов. С моим непосредственным участием были инициированы и приняты федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озера Байкал», «О наименовании географических объектов», «О гидрометеорологической службе», «Об уничтожении химического оружия» (в части социальной защиты лиц, занятых на этих работах), «Об отходах производства и потребления», «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в годы Второй мировой войны» (в целях обеспечения суверенного права Российской Федерации на распоряжение ими), «О народных художественных промыслах», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О внесении изменений в федеральный закон «О порядке опубликования и вступлении в силу конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» (в связи с учреждением «Парламентской газеты»), «О внесении изменений в Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в части социальной защиты семей погибших при исполнении военного и служебного долга).  По моим докладам Совету Федерации были учреждены «Парламентская газета» и журнал «Российская Федерации сегодня».

Через обращение к Председателю Правительства России В.С. Черномырдину удалось добиться финансирования в сумме 300 миллионов рублей на строительство водопровода в поселке Первомайском Майкопского района. Сенаторский запрос к председателю Госкомэкологии РФ В.И. Данилову-Данильяну обеспечил дополнительное финансирование в размере 115 миллионов рублей биосферным заповедникам России на выплату зарплаты сотрудникам и проведение научных работ. Выступлением на заседании Совета Федерации привлек внимание Правительства к бедственному финансовому положению подразделений налоговой полиции в регионах и ситуация была нормализована. Встречи и переговоры с заместителем министра культуры М.Е. Швыдким обеспечили целевую финансовую поддержку проведению фестиваля казачьей культуры в поселке Тульском Майкопского района. Совместной поправкой с членами Совета Федерации от Кубани Н.И. Кондратенко и В.А. Бекетовым к федеральному бюджету на 1997 и 1998 годы была предоставлена налоговая льгота предприятиям виноградорско-винодельческой отрасли (в части доходов, направляемых на развитие производства) на юге России. Это способствовало восстановлению производственного потенциала, пострадавшего во время перестроечной антиалкогольной кампании. В 1996 году, узнав от Президента Северной Осетии А.Х. Галазова, что у них в республике учреждена высшая награда - орден «Слава Алании», я предложил учредить подобную в нашей республике. Президент Адыгеи А.А. Джаримов поддержал мою идею. В сентябре того же года она была реализована в соответствующем Положении, а в октябре - в Законе «О медали «Слава Адыгеи» как высшей государственной награде Республики Адыгея.

Работа в Парламентской Ассамблее Черноморского Экономического сотрудничества дала возможность результативно отстаивать с трибуны ПАЧЭС, во взаимодействии с Министерством иностранных дел России, внешнеполитические и внешнеэкономические интересы нашей страны на Южном направлении. В июне 1996 года, представляя позицию российской стороны на международной конференции по экологической безопасности Черного моря (в г. Стамбуле), заявил о несоответствии  международному праву (конвенции Монтрё 1936 года «О судоходстве в Черноморских проливах») попыток турецкой стороны блокировать проход российских танкеров с нефтью через Босфор. Позиция России была поддержана большинством участников Конференции и зафиксирована в ее Итоговой резолюции. К концу года ситуация с прохождением российских судов через Босфор нормализовалась.

 

Круг 3-й

Работа Парламента 3-го созыва (2001-2006гг.) стала  экспериментальным периодом в его развитии. Впервые в истории республики была опробована двухпалатная парламентская форма. Совет Республики из 27 депутатов-одномандатников являлся собственно законодательной палатой. А Совет Представителей из 27 парламентариев от трехмандатных (городских и районных) избирательных округов выполнял роль экспертной палаты с правом одобрения или отклонения законов, принятых Советом Республики. Двухуровневая форма прохождения законов в Парламенте была направлена на обеспечение территориальных, политических, социально-экономических и этнокультурных интересов многонационального населения. В то же время она оказалась на практике излишне затратной, громоздкой и недостаточно эффективной для законодательного процесса. На завершающей стадии 3-го созыва решено было отказаться от двухпалатной формы законодательного органа госвласти и вернуться к однопалатной.

Несмотря на сложности в организации работы двухпалатного Парламента, его депутаты внесли значительный вклад в развитие законодательства республики. Повышенное внимание они уделяли укреплению контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Был разработан, принят и вступил в силу, хотя и с некоторой задержкой, Закон «О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея» (инициатор депутат А.К. Матыжев). Депутаты обеих палат во взаимодействии с Правительством республики ответственно подошли к принятию в 2004 году законов о мерах социальной поддержки региональных льготников, принципиально определившись перед тем. что упомянутые меры в отношении тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий не будут ниже (в денежном выражении), чем в соседнем Краснодарском крае. Это решение было связано с изменениями в федеральном законодательстве, что вступали в силу с 1 января 2005 года и получили известность как монетизация социальных льгот, а также с непопулярным среди населения разделением льготников на федеральных и региональных. Депутаты Парламента, как и Правительство республики, стремились компенсировать издержки законодательных перемен в социальной сфере.

Совет Республики и Совет Представителей поддержали внесенный мною проект закона о 50-процентной скидке на оплату услуг ЖКХ труженикам тыла. Депутаты смогли убедить Президента республики подписать закон, несмотря на некоторое сопротивление Министерства финансов. Помню с благодарностью активную защиту закона со стороны депутата Анатолия Осокина. Его правовая аргументация в поддержку данной законодательной инициативы сыграла значительную роль в том, что после некоторых раздумий Президент республики подписал закон, первый такой в стране, и он вступил в силу.

В мае 2005 года Госсовет-Хасэ республики столкнулся неожиданно с попыткой его роспуска. Принципиальная позиция большинства депутатов в обеих палатах, их грамотные действия в правовом поле позволили принять обращение к Президенту Российской Федерации о проведении согласительных процедур между Парламентом и Президентом республики для легитимного разрешения возникшей ситуации. Они были проведены с участием Полномочного Представителя Президента страны в Северо-Кавказском Федеральном округе (Адыгея входила тогда в его состав). Ситуация разрешилась на основе компромиссного соглашения между сторонами-участницами. Парламент 3-го созыва продолжил работу до окончания срока своих полномочий в марте 2006 года.

 

Круг 4-й

В Парламенте республики 4-го созыва (март 2006-март 2011 гг.) со всей определённостью проявилось межфракционное взаимодействие. С одной стороны, конкурентное, а с другой - согласованное в целях наиболее полного представления интересов различных групп населения. Это дает основание определить его как период сбалансированного межфракционного сотрудничества. По результатам мартовских выборов 2006 года в Госсовет-Хасэ РА вошли депутаты от «Единой России», КПРФ, АПР и Объединенной Промышленной партии. Парламентское большинство принадлежало «ЕР». Ее представители были избраны в руководство Госсовета-Хасэ республики: Председателем - Руслан Хаджибиеков, заместителем Председателя - Анатолий Иванов. Вместе с тем твердая позиция депутатов от других партий и независимых парламентариев-одномандатников обеспечила межфракционное соглашение о сбалансированном распределении руководящих должностей в парламентских комитетах. КПРФ получила комитет по культуре, СМИ, спорту и взаимодействию с общественными организациями; АПР - комитет по аграрным вопросам; ОПП - комитет по развитию предпринимательства и туризма. Другие комитеты возглавили представители фракции большинства. На такой основе было обеспечено достаточно широкое, а главное - социально эффективное представительство интересов населения, ориентированного на ту или иную партию. Сбалансированный подход соблюдался и при рассмотрении депутатских поправок к проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год. Председатель комитета по бюджетно-финансовой и экономической политике Рашид Мугу («ЕР») ответственно относился к тому, чтобы в закон о бюджете вошли поправки социальной направленности от депутатов различных парламентских фракций, включая и оппозиционные. Кроме того, в бюджете республики предусматривались целевые средства на решение, по предложению депутатов, социально значимых задач на территории избирательных округов. Это явилось эффективной, под парламентским контролем, формой финансирования расходов на выполнение наказов избирателей по ремонту объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, обновлению инфраструктуры благоустройства в городах и районах республики, в отдельных случаях - прокладке внутрипоселковых линий водо - и газоснабжения. Депутаты активно участвовали в совершенствовании социально направленного законодательства. При их поддержке были приняты инициированные мною законопроекты о ежемесячном материальном пособии ветеранам подразделений особого риска, о мерах социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты ко Дню участников ликвидации радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф - 26 апреля проживающим в республике ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы, аварии на НПО «Маяк» и радиоактивных сбросов в р. Теча Челябинской области; гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; о компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно лицам, страдающим почечной недостаточностью и нуждающимся в гемодиализе (совместная инициатива с депутатом Виктором Захаровым [ОПП]).

В конце 2006 года, в канун 15-й годовщины Парламента республики, был учрежден, по моему предложению, Почетный знак Госсовета-Хасэ РА «Закон. Долг. Честь» - высшая награда за личный вклад в развитие парламентаризма и законодательства республики, верное депутатское служение избирателям. Первыми были отмечены им депутаты первого, второго и третьего созывов - те, кто внес значительный личный вклад в становление Парламента республики, развитие регионального и федерального законодательства, эффективно представлял интересы избирателей, выполнял их наказы.

 

Круг 5-й

Республиканский Парламент 5-го созыва (2011-2016 гг.) отличался, на мой взгляд, классической устойчивостью в системе разделения властей. Она основывалась, в первую очередь, на количественном доминировании в парламентском составе депутатов от правящей партии, политически и организационно связанной с Правительством. В целом же такое положение определялось устойчивостью самой политической системы, сложившейся к началу второго десятилетия нынешнего века. Выстроенная вертикаль исполнительной власти вернула в страну централизованное государственное управление, ослабленное в лихие 90-е. Это был позитивный момент развития российской государственности в новых социально-экономических условиях. Перемена затронула по-своему институт законодательной (представительной) власти. Устойчивость политической системы определялась не только эффективностью исполнительной вертикали, но и ее взаимодействием с Парламентом. В реалиях современной России была опробована модель парламентской поддержки сложившейся системы через конституционное большинство депутатов от правящей партии в законодательных (представительных) органах власти федерального и регионального уровня. Такой подход повысил степень управляемости политическими и социально-экономическими процессами в стране. В то же время в своем развитии мог усилить «крен в пользу исполнительной власти», что отметил в своей статье «Буква и дух Конституции» Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин («Российская газета». 10.10.2018 г. №226. - С.1.). Выровнять отношения в системе разделения властей позволят изменения в Конституции Российской Федерации, вступившие в силу в 2020 году.

С учетом политических особенностей времени и отвечающей ему модели парламентской организации возможно, на мой взгляд, определить время 5-го созыва как период партийной доминанты в истории Государственного Совета-Хасэ республики.

Законодательный процесс при этом шел ровно, в соответствии с классической парламентской традицией, когда более половины законопроектов вносится на рассмотрение депутатов исполнительной властью. Законы принимались без продолжительных дискуссий и в установленный срок вступали в силу. Это несколько упрощало задачи Кабинета Министров республики в исполнении закона о бюджете, государственных целевых программ и национальных проектов. При том, что работа исполнительной власти проходила по-прежнему под давлением времени, отличалась жесткими требованиями компетентности, служебной дисциплины и должностной ответственности. Вместе с тем такое положение затрудняло возможности реализации депутатских законодательных инициатив, когда они влекли за собой необходимость дополнительных бюджетных расходов. Без положительного заключения со стороны Кабинета Министров перспектива прохождения подобной инициативы оказывалась под вопросом. Тем не менее, и в 5-м созыве продолжала работать бюджетная норма о целевых расходах, по предложению депутатов, на решение социально значимых вопросов на территории избирательных округов. Она позволила мне направить часть упомянутых средств на газификацию станицы Абадзехской, а другую - на проведение водопровода к домовладениям жителей улиц Веселой, Конечной, Островского и Кубанской на хуторе Веселом Абадзехского поселения, забытых при составлении проекта централизованного водоснабжения. Принимались также депутатские поправки социальной направленности к проекту бюджета на очередной финансовый год. Не все, конечно, что и невозможно без дополнительных доходов бюджета, зато самые необходимые.

 

Круг 6-й

Госсовет-Хасэ республики 6-го созыва (2016-2021 гг.) отличался от предшествующих двумя характерными особенностями. Во-первых, сохранял стабильное положение в системе разделения властей - такое же, как и в 5-м созыве. Этим определялся основной алгоритм его законодательной работы. Своевременно вносить изменения в действующие республиканские законы, приводить их в соответствие динамично развивавшимся федеральным законодательством. Оперативно находить законодательный ответ на вызовы меняющейся социально-экономической обстановки. Во-вторых, в начале созыва возросла возможность депутатских фракций парламентского меньшинства влиять на проведение бюджетно-финансовой политики. Этому способствовала взвешенная поддержка со стороны Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова, учитывающая задачи депутатов - субъектов права законодательной инициативы эффективно представлять социальные интересы избирателей. Так при рассмотрении законопроекта о республиканском бюджете на 2018 год были поддержаны и приняты поправки депутатов  фракции КПРФ на сумму более 10 миллионов рублей. Все они предусматривали дополнительные расходы на финансирование социальной сферы. Та же практика в отношении небольших по численности фракций была продолжена в последующие годы. В случаях, когда источники дополнительных бюджетных доходов, указанные в депутатских поправках, исчерпывались, Министерство финансов предлагало отлаженный вариант их исполнения. При поступлении в течение финансового года дополнительных доходов в бюджет выделялись средства на реализацию социально значимых депутатских поправок. В целом время 6-го созыва можно определить как период стабильности в законодательной и представительной деятельности Госсовета-Хасэ РА. Вопреки тому, что сама общественная обстановка, осложненная пандемией коронавируса в последней трети 6-го созыва, была близка порою к чрезвычайной. Тогда и проявился с наибольшей полнотой накопленный депутатами профессиональный парламентский опыт.

С первого года 6-го созыва Парламент республики системно применял, по инициативе его Председателя В.И. Нарожного, различные формы поддержки сферы здравоохранения. От проведения парламентских слушаний, специальных совещаний, заседаний, в том числе выездных, за «круглым столом», «правительственных часов» на сессиях Госсовета-Хасэ РА по злободневным и перспективным вопросам охраны здоровья граждан до непосредственного участия депутатов в акциях помощи учреждениям здравоохранения, врачам и другим медицинским работникам. И когда в начале весны 2020 года республика, как вся страна и мир, столкнулась с нашествием коронавируса, эти парламентские наработки были востребованы. Распространение опасной инфекции, приняв характер пандемии, потребовало от республиканского руководства неотложных и неординарных мер для спасения здоровья и жизни людей. Пришлось срочно разворачивать дополнительный коечный фонд, создавать коронавирусные госпитали на базе действующих учреждений здравоохранения, приобретать недостающее современное оборудование, включая высокотехнологичную медицинскую аппаратуру, находить резервы медицинских кадров. Основная нагрузка в тяжелой борьбе с эпидемией выпала на долю врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Глава республики, Кабинет Министров, Министерство здравоохранения предприняли экстраординарные меры для социальной поддержки медиков, спасающих заболевших коронавирусом, и тех, кто вел первичный прием инфицированных в поликлиниках, работал в бригадах «Скорой медицинской помощи». Была обеспечена материальная поддержка и продовольственная помощь нуждающимся в ней жителям, малоимущим гражданам, пожилым людям, инвалидам, пенсионерам, семьям с детьми. В системных решениях и действиях власти в пандемической обстановке нашли свое место депутаты республиканского Парламента. Наряду с законодательным обеспечением дополнительных мер поддержки медиков, занятых в борьбе с коронавирусом, и социально уязвимых групп населения, депутаты участвовали в оказании финансовой помощи за счет собственных средств врачам и другим медработникам, направляли служебный и личный транспорт для подвоза врачей-терапевтов на вызовы по месту жительства заболевших. Общими усилиями удалось снизить волны распространения инфекции к весне 2021 года. Но осенью стала подниматься новая волна заражения коронавирусом. Теперь уже депутаты нового, 7-го парламентского созыва включились в общенародное противодействие распространению опасного заболевания. Личным примером звали население к массовой вакцинации. Применяли в работе уже испытанные формы и средства поддержки тех, кто оказался на передовой схватки с новыми штаммами коронавируса.

Весомым вкладом Парламента в защиту интересов многодетных семей стали принятые им изменения в закон «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей на бесплатное приобретение в собственность земельных участков» - о праве многодетной семьи получить землю в собственность бесплатно, минуя этап аренды (законодательная инициатива депутата А.Х. Савва).

 

Круг 7-й

Выборы депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 7-го созыва состоялись 19 сентября 2021 года. А 28 сентября, после официального опубликования итогов избирательной кампании, состоялось 1-е заседание Парламента нового созыва. Депутаты избрали Председателем Госсовета-Хасэ РА Владимира Нарожного, уже занимавшего этот пост в 5-м и 6-м созывах. Факт, который сам по себе служил показателем доверия и уважения депутатов к парламентскому лидеру. Владимир Иванович, работая на трудной и ответственной государственной должности, проявил незаурядные качества руководителя, консолидирующего усилия парламентариев, представляющих различные фракции, для достижения общей и главной цели - социально значимого служения избирателям.

Заместителями Председателя были избраны опытные парламентские руководители-профессионалы Мухамед Ашев и Аскер Савв. Они же возглавили, как и в прежнем созыве, комитет по бюджетно-финансовой, налоговой, экономической политике, предпринимательству и внешнеэкономическими связями и комитет по аграрной политике, имущественным и земельным отношениям. Затем были избраны председатели других парламентских комитетов. Трое из них - представители фракций парламентского меньшинства. Александр Лобода («Справедливая Россия»), как и в 6-м созыве, возглавил комитет по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления; Тембот Шовгенов (ЛДПР) - комитет по образованию, науке, делам молодежи, спорту, СМИ и взаимодействию с общественными организациями. Автор данной статьи (КПРФ) был избран председателем комитета по туризму, экологии и природопользованию. Как и во время работы в Совете Федерации, этот комитет близок мне по депутатскому долгу и по душе.

Как назвать начавшийся период деятельности Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 7-го созыва, покажет время. Замечу лишь, что ему предстоит, наряду с решением других парламентских задач, системная законодательная работа над реализацией норм и положений Федерального закона от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Речь идет, по сути, о реформе, в соответствии с изменениями в Конституцию Российской Федерации, принятыми всенародным голосованием в 2020 году, в организации деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Федерации. Возможно, период его работы будет определен потом как реформационный или новореформаторский, в зависимости от результата перемен, роли и места Парламента в их проведении. Не стану забегать вперед. Истиной о будущем владеют либо Бог, либо народ, а узнает время. Тогда как депутатам предстоит выполнять традиционную парламентскую работу и делать ее так, чтобы не было стыдно перед избирателями и предшественниками на депутатской стезе, которые честно, не сворачивая, прошли по ней в свое время.

Завершаю статью словом искренней благодарности избирателям и коллегам-депутатам прошлых и настоящего созывов - всем, кому обязан счастливой возможностью реализовать себя в парламентском служении людям. Спасибо.

Евгений Салов

 

 

 

Архив новостей

Архив за месяц
Архив за год

№7 (16 апреля 2024 г.)

Ссылки

Наш баннер

Статистика посещений