Адыгейское республиканское отделение Коммунистическая партия Российской Федерации

Дискурс добрососедства и дружбы

Пресс-служба АРО КПРФ.

 

 

6 ноября в Адыгейском государственном университете прошел II Всероссийский научный форум «Народы Кубани и Адыгеи»: традиционный опыт, современное состояние, перспективы духовной интеграции». В его работе принял участие и выступил депутат, председатель Комитета Государственного Света республики по социальной политике, здравоохранению и культуре, кандидат философских наук Евгений Салов.

    Уважаемые организаторы и участники II Всероссийского форума «Народы Кубани и Адыгеи»: традиционный опыт, современное состояние, перспективы духовной интеграции»!

    Позвольте от профильного парламентского Комитета и от коллег-депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея приветствовать вас и пожелать плодотворной работы на самом Форуме и в дальнейшем над актуальными вопросами взаимодействия, сотрудничества и сближения народов многонациональной России.

    Особенность настоящего Форума — интеграция научного интереса участников вокруг исследования, представленного здесь книгой «Земляки и соседи (по материалам экспедиций 2020 г.)». Его обобщенные результаты будут отражены в докладах уважаемых отца Георгия Ефимова, директора благотворительного фонда по сохранению православных общин, и Олега Владимировича Матвеева, профессора Кубанского государственного университета, доктор исторических наук.

    Организаторы и непосредственные исполнители исследовательского проекта представят данные, которые прирастят знания о традиционном опыте и современном состоянии отношение добрососедства народов Кубани и Адыгеи, Кавказского субрегиона и России в целом. Этому собственно и посвящена Повестка настоящего Форума.

    Со своей стороны отмечу, что исторические материалы убедительно свидетельствует: не только в периоды нормального развития, ну даже эпохи кризисов, конфликтов и войн, устойчиво проявлялась Традиции взаимопонимание и взаимо уважение народов, способность их лучших представителей поставить себя на место «иногоЯ», найти в его логики, чувствах, устремлениях и поступках те стороны и ценности, которые позволяли понять и принять человека другой народности, веры и культуры как равного, с не подвергаем сомнению естественным, если хотите, экзистенциальным правам на свои особенности и на свой путь «идти туда, куда ведёт тебя твое сердце».

    Именно так напутствовала черкешенка – красавица Асланкос Даурова русского офицера Федора Торнау (Тарнова) перед его побегом из плена. Казалось бы, в той давней, 1836 - 1838 годов, романтической истории молодых женщины и мужчины сошлись непримиримые стороны и силы. Пропасть между ними легли кавказская война, принадлежность к разным языкам, верам и культурам. Однако, потенциал душевный глубины с идущим из неё милосердным сочувствием к бедствующему человеку из чужого, в то время, мира оказался у девятнадцатилетней горянки сильнее вражды и раздела. Она сумела поним понять другого человека, захотевшего как и сама дочь абхадзехов, сменить веру на взаимную любовь. Больше того, вопреки отчуждению сердец, она спасла пленника от неминуемой гибели, сохранила тайну подготовки его побега, помогла ему, как только могла. Участие целомудренной горянки в судьбе кавказского пленника скрасила его дни и годы в неволе, помогло пережить её. Поэтический образ Асланкос в "Воспоминаниях" барана Торнау написан благодарной рукой влюблённого человека. Прочитав однажды, будете возвращаться к нему снова и снова. Ещё один, на первый взгляд, парадоксальный смысла кавказской эпопеи Федора Торнау, служившего позже в чине полковника, а потом и генерала, военным атташе России в Вене. Его разведдонисения 1835 – 1838 годов Западного Кавказа обернулась со времён ценным историческим источникам по этнография, народной культуре, обычаям, обрядом и вера абхазов, абазин, черкесов, ногайцев, других горских народов. Первым на эту сторону произведённый выпускника благородного пансионата Царскосельского Лицея, явившего в зрелом возрасте незаурядный писательский дар, обратил внимание ещё в 1976 году абхазский исследователь Георгий Алексеевич Дзидзария.В монографии «Кавказский материалы Ф. Ф. ТорнауXIX века". Тем самым литературной жизни барана продолжилось через век после его ухода в 1890 году. Чем не премьер плодотворного социокультурного взаимодействия представителей народов – соседи. К слову сказать через четыре года после возвращения из плена баран Тарнау женился на княжне Екатерине Черкасской. Полагая, в этой аудитории не надо напоминать, кто по происхождению князьяЧеркасские и какова их роль в истории Российского государства. Мир тесен и от судьбы, как говорится, не уйдёшь. Нашему герою было на роду написано навсегда остаться пленником кавказского очарование.

  Правомерно ли отнести его к Кубана – адыгским соседям только на том основании, что он предпринимал здесь разведывательные экспедиции в тридцатые годы XIX века. Наш земляк, выдающийся русский и кубанский писатель Виктор Лихоносов обнаружил в Государственный архиве Краснодарского края документ, согласно которому в 1871 году генерал – лейтенанту Торнау был пожалован в Кубанской области участок земли, в том месте, где речка Сары – Кулок впадает в Уруп. С какого берега не взгляни – сосед. И ещё один штрих. Двоюродный брат Федора Торнау Николай Егорович Тарнау, барон, член Государственного Совета, сенатор, вошёл в историю России как крупный исследователь и знаток мусульманского права. Его труды «Мусульманское право", «Изложение начал мусульманских законов", «О праве собственности по мусульманскому законодательству" и теперь не потеряли научного значения. К слову сказать, в 1842 году он успешно остановил беспорядки в Карабахском уезде и «за благоразумные распоряжения» удостоился монаршего благоволения. Сожаления достойно, что нет сегодня в том закавказском краю администратора, равного ему.

   И последнее, в истории добрососедства и землячества кубанцев и адыгов особое место занимает советский период. Именно он является тем временем, когда, несмотря на ошибки и просчеты в национальной политики (они тоже имели место, хотя о них не принято было говорить вслух – это отдельная тема), реализована система государственных мер, направленных на утверждение равенства и справедливости в отношении между народами, сохранение и развитие их самобытных культур, и, конечно, на их созидательное взаимодействия, сотрудничество, взаимопомощь и дружбы. Это линия государства совпадала в основном с народной традицией добрососедства и взаимовыручки – той, что живёт и продолжается вопреки «судьбоносным» переменам, в наши дни. Достойный пример тому настоящий Форум в стенах Адыгейского государственного университета.

  Тем более необходимый, что сегодня по периметру российских границ происходит далеко не добрососедские события. Исследовательский проект, реализованый учёными Кубани и Адыгеи, и открывшийся сегодня Форум предлагают проверенную вековым опытом народов альтернативу той беде, что происходит ныне вокруг Карабаха, нагнетается с польско – литовской стороны на границе Союзного государства Белоруссия – Россия, и возгорается то и дело на Донбасском рубеже.

  А потому теоретических и прикладных достижений в научном творчестве организаторам и всем участникам Форумы, востребованности его результатов государственной политики и общественной деятельности.

Спасибо за внимание.

Пресс-служба рескоме КПРФ

 

Архив новостей

Архив за месяц
Архив за год

№21 (13 ноября 2020 г.)

Ссылки

Наш баннер

Статистика посещений